Баннеры

Краеведение

К содержанию

Летопись Спасо-Преображенского Собора

   Иоанн Филиппович Ястребов

                   

 Примечания к статье  Н. И. Забродиной см. в конце публикации (2012 г.).

 

 

 

 

 

Летопись

Соборной Преображенской церкви

города Спасска Тамбовской  епархии

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Топографические, бытовые и статистические сведения о городе Спасске

 

Храмы города Спасска

 

История Соборной церкви города Спасска

 

Постройка теплых приделов в Соборной церкви

 

Летопись внутренних перемен и украшений церкви

 

Замечательные святыни, древности и ценные вещи

 

Протоиереи и священники церквей города Спасска

 

Старосты Соборной церкви

 

Спасский раскол

 

 

 

2. Топографические, бытовые и статистические сведения о городе Спасске

 

   Город Спасск стоит от епархиального города Тамбова в 180 верстах и по отношению к нему находится на северо-востоке. Ближайшие к Спасску города епархии на севере: Темников - в 85 верстах, Кадом - в 88 верстах, Елатьма - в 170 верстах; на западе: Шацк - в 110 верстах; на юго-западе: Моршанск - в 120 верстах; на юге: Кирсанов - в 180 верстах. Границы Кирсановского уезда, впрочем, не соприкасаются со Спасским уездом. Спасский уезд на всем протяжении с юга на север, составляет границу Тамбовской губернии с Пензенской. Уезды Пензенской губернии: Керенский  и Нижнеломовский на юге, Наровчатский и Краснослободский на востоке и севере подходят весьма близко к пограничным селам Спасского уезда и к самому городу. Расстоянье это местами сокращается в 7-2 версты. И названные города соседней губернии к Спасску несравненно ближе, нежели ближайшие города Тамбовской губернии, например, Керенск отстоит от Спасска в 25 верстах, Нижний Ломов в 55 верстах, Наровчат в 33 верстах.

 

Спасск окружен следующими селами и деревнями своего уезда: по тракту на города Тамбов, Моршанск и Кирсанов, деревнями: Вичуткой 4 версты, Ишейкой 8 верст и селом Ачадово 12 верст; по тракту на города: Шацк, Елатьму и Кадом; подгорной деревней Липлейкой 1 верста и селом Зарубкино 12 верст; по бокам этого тракта, в проселках, направо: селом Гальчевка 6 верст, налево: селом Пакасы 8 верст; по тракту на город Темников: селом Хомутовка 6 верст; по бокам этого тракта, в проселках, направо: селом Тимашево (Устье) 8 верст, налево: селом Кажлотка 7 верст и деревней Лопатино 8 верст; по трактам на города Наровчат и Нижний Ломов селений Спасского уезда нет, в проселке же между этими трактами лежат села: Кошелевка 4 версты и Трое Липяги 7 верст; по тракту на город Керенск: селом Мордовским Пимбуром 8 верст; по бокам этого тракта, в проселках, направо: селом Дубасово 8 верст, налево: селом Дерябкино 7 верст. С открытием Моршанско-Пензенской железной дороги, через село Дерябкино из нашего города устанавливается проселочный тракт до ближайшей к нам станции этой дороги  - Пачелмы. Пачелма, известная между жителями нашего города под названием Калиновки, отстоит от Спасска приблизительно в 65 верстах.

 

 Спасск стоит при небольшой, грязной реке Студенец.1 Речка эта бежит среди узкой, луговой долины, окаймленной довольно высокими, местами обрывистыми берегами. Вбежавши в город с юго-востока, Студенец делает близ Соборной церкви крутой изгиб, повертывает на северо-восток и в этом направлении течет вдоль всего города; затем на краю города делает новый крутой поворот на запад и так обтекает северную сторону города. Речка Студенец служит прилагательным именем города: в отличие от Спасска Рязанского наш город велено именовать «Спасск при реке Студенец». В расстоянии версты от города с юга на север, по тракту на город Шацк течет другая маленькая речка Сухой Леплей,2 но воды в ней не более Студенца. Под Липлейкой обе эти речки сливаются в одну и верстах в 8 от города впадают в реку Парцу. На случай пожаров, в пособие к названным водяным средствам города, поддерживаются три пруда. Из них два лежащие один за другим в логовище одного оврага, находятся почти в середине города, третий лежит на северо-западном краю его. Вода этих прудов, по своей злокачественности и неряшливому отношению к содержанию прудов населения, кроме заливания пожаров и поливания овощей для питья не годится.

 

Таким образом, город Спасск можно бы считать почти безводным, если бы не существовало у нас превосходного, неисчерпаемого родника.3 Родник этот пробивается из берега безводного, глубокого оврага, пролегающего вдоль огородов пригородной слободы Самодуровки.* Для удобнейшего снабжения города водой в 1876 году из этого родника провели, посредством деревянных труб, воду на городской берег речки Студенец  и здесь построили водоем. Отсюда вода развозится и разносится по всему городу и идет во всевозможное употребление. При водоеме устроен прачечный сарай для мытья белья. Вода родника чиста, прозрачна, на вкус свежа, мягка и приятна. Обмерзлая бочка, наполненная этой водой, несмотря ни на какой зимний мороз, немедленно обтаивает; зато на самоварах, вскоре после полуды, от этой самой воды быстро нарастает толстый слой землистой накипи.

 

Город Спасск стоит на равнине, прорезанной на краях города оврагами. Равнина эта простирается на десятки верст во все стороны и прерывается только небольшими речками да сухими оврагами. Спасский уезд считается одним из лесных уездов губернии (здесь имеется до 200 тысяч десятин одного казенного леса, кроме лесных дач, принадлежащих крестьянским обществам и частным владельцам). Путешественнику нужно отъехать от города верст на тридцать по тракту на город Шацк, пока он не достигнет  громадного лесного кряжа, имеющего в поперечнике около 25 верст и состоящего, главнее всего, из хвойных пород: сосны и ели. По другим трактам от Спасска, лесов вовсе нет, вплоть до границы. Лишь изредка по сторонам дороги виднеются небольшая рощица да кустарники. Благодаря сухому, открытому и равнинному местоположению города, воздух здесь сухой и здоровый. Засухи в месяцах мае и июне - явление не редкое. Зимой стужа и вьюги достигают значительной силы суровости. Эти засухи и стужи особенно вредны для разведения садов, которых в Спасске  немало. Нежные плодовые деревья: дули, сливы и груши, посаженные на открытом воздухе, плодов не приносят.

 

Наружный вид города не красив и не привлекателен. Город разбит на несколько кварталов с широкими, прямолинейными улицами. За бедностью населения и за неимением вблизи города камня, улицы и площади остаются не мощеными; поэтому, и благодаря черноземной почве, в осеннее, дождливое время по городу царит грязь непроходимая. Для устранения до некоторой степени этого великого неудобства в 1877 году по главнейшим улицам на тротуарах стали прокладывать деревянные мостки. Постройки преимущественно деревянные, неуклюжие, без всяких претензий на вкус и изящество. Дворы всех зажиточных домохозяев кругом обнесены деревянными, крытыми сараями, что придает городу суровую физиономию. Каменных строений мало, именно: две церкви, казенные присутственные места, тюремный замок, два корпуса гостиного ряда, до тридцати обывательских домов и громадное городское, общественное здание, застроенное летом 1878 года для помещения городской управы, городского банка и городского училища.4 Большинство перечисленных зданий сгруппировано на главной городской площади, где Соборная церковь и базары.

 

В городе имеются четыре церкви: одна Соборная, она же и приходская, одна приходская, одна кладбищенская и одна домовая при тюремном замке. В октябре 1879 года на одной из городских площадей заложена небольшая, каменная часовня, в память чудесного сохранения жизни Государя Императора Александра Николаевича, от покушения на нее, произведенного 2 апреля 1879 года.

 

Присутственные места городские, уездные и земские, установленные для уездных городов, имеются в Спасске все сполна, а именно: Уездное Полицейское Управление, Уездное Казначейство, Присутствие по делам крестьян, Воинское Присутствие, Съезд мировых судей, Дворянская Опека, Уездная земская Управа, Городская Управа, Городской Общественный Банк, Сиротский Суд, Камера участкового мирового судьи, Канцелярия воинского начальника и Почтовая Контора. Почта приходит в Спасск из Керенска и отправляется туда же, дальнейшего следования ее из Спасска в города нет. Затем имеются: Волостное правление, Контора нотариуса, Училищный совет и несколько комитетов разных наименований. С 1874 года открыта телеграфная станция, производящая свои операции через Ломовскую станцию.

 

Учебными и благотворительными заведениями город наш крайне беден. Существует с 1849 года одно только городское приходское училище, доселе не имеющее собственного дома и помещаемое в очень неудобных квартирах. В этом училище обучается от 30 до 60 беднейших детей обоего пола. Вообще же молодое поколение горожан, пренебрежительно относящихся к общественной школе, начинает и завершает курс своего обучения у местных дьячков и пожилых девиц. Однако сила времени, и всесословная воинская повинность поколебали в горожанах отвращение от школы. Уже лет пять представители города ходатайствуют об открытии училища, сперва уездного, а потом городского. Но странно. Прежде, вскоре по открытие приходского училища, городская дума ходатайствовала о закрытие даже этого училища и отклоняла предложения о заведении в городе Уездного Училища; теперь наоборот, городское общество просит надлежащее начальство об открытие Уездного Училища, и ему основательно отказывают в просьбе по случаю введения в действие нового устава о городских училищах, общество ходатайствует об открытие городского училища по новому уставу, и ему отказывают за неимением для тех училищ учителей-специалистов. Сбылось над нашим обществом то, что чем оно грешило, тем и мучается. Из благотворительных заведений существует единственная земская уездная больница с отдельными палатами для мужчин и женщин. Больница эта обставлена и содержится хорошо. 

   Жители в городе считались по церковно-приходским документам. За 1875 год: духовных: мужского пола 35, женского 24; дворян, чиновников и разночинцев: мужского пола 82, женского 95; купцов и мещан: мужского пола 969, женского 1119; казенных крестьян (вместе со слободскими):5 мужского пола 1946, женского 2045 душ. По вероисповеданиям: православных: мужского пола 2524, женского пола 2048; раскольников: мужского пола 508, женского 635. Всего православных и раскольников в городе и слободах; мужского пола 2032, женского пола 3283 души. Домов 839.

 

Город Спасск, по количеству населяющих его крестьян, с одинаковым правом можно считать и торговым и землевладельческим. Торговлей  занимаются не только купцы и мещане, но и немалая часть крестьян. Главные предметы торговли: хлеб ржаной, льняное семя, пенька. Товары: пушной (звериные шкуры – заячьи, лисьи, беличьи и куньи) и тарханский (сырая кожа, сало, конский волос, щетина, пух и перо). Хлеб преимущественно сбывается на ближайшие винокуренные заводы и в соседние губернии: Владимирскую и Нижегородскую. Остальное количество его  вместе с льняным семенем грузится на барки, на пристани Котельной Елатомского уезда, и сплавляется до городов Рыбинска и Петербурга. Кожевенной, пушной и остальной тарханский товар отправляется на ярмарки Нижегородскую и Ростовскую Ярославской губернии  и в Москву. Пенька часто обрабатывается в пряжу на месте и сбывается в Петербург, частью отправляется в село Сасово Елатомского уезда. Сало частью изводится дома переливкою в свечи, частью отвозится в Муром на тамошние свечные и мыловаренные заводы.

 

40-50 лет назад Спасск славился торговлей мерлушкой, ныне эта отрасль едва приметна здесь. 20 лет назад город отлично торговал салом и поташом, в настоящее время и эта торговля сильно ослабела. Не более 10 лет тому назад наши промышленники хорошо торговали шерстью: 2 шерстомойки работали безостановочно круглый год, а в летнее время таких заведений считалось до 5, и на них работало все беднейшее население города, слобод и подгородной деревни Леплейки. Теперь эти заведения закрыты – не находится расчетов торговать мытой шерстью,  и затруднительно приобретение и доставка до города немытой шерсти. Вообще, с проведением железных дорог  вдали от Спасска и с появлением вследствие того новых торговых пунктов, крайне затруднилась своевременная и выгодная для наших торговцев доставка товаров в надлежащие места, и значительно сократился в территориальном отношении район деятельности наших промышленников.

 

За последние два десятилетия (1860-1880) лавочная торговля получила значительное развитие, как в количественном, так и в качественном отношениях. Бывало не найдешь в лавках простого медного самовара, предметы щегольства и лакомства приобретались с трудом и за четвертную цену, потому что торговый люд всякую вещь вывозил из ярмарок. Ныне в лавках продается все, что нужно для незатейливой уездной жизни.

 

Базарный день в Спасске один – суббота. Горожане хвалят свой базар тем, что какой бы товар и в каком бы количестве доставлен ни был на наш рынок, хозяин может рассчитывать на верный сбыт его – спасская промышленность и базарная публика все купит. По сравнению с базарами соседних городов, спасский базар действительно хорош и обширен.

 

По привычке к торговле, как легкой и скорой наживе, наши крестьяне земледелием занимаются слабо, в большинстве случаев, они сдают свои земельные участки в аренду соседним поселянам, многие обрабатывают землю и для собственного обихода чужими руками. За малым наделом земельных угодий в Спасске здешним крестьянам отмежевано недостающее количество земли в Борисоглебском уезде нашей губернии. Значительная часть крестьян переселилась из Спасска на вновь отведенные земли, и образовали там две деревни: Новоспасское на Елани и Новоспасское на Кисельной Вершине. Переселение продолжалось всю первую половину 19 столетия.

 

Так как город образован из села, то купеческий, мещанский и ремесленный элементы первоначально были в нем слабы. Коренные жители города, крестьяне, неохотно берутся за ремесла, и переходить им в мещанство нет никакого расчета. Купеческое и мещанское сословия появились в городе из выходцев из разных городов, например, из Москвы, Тулы, Елатьмы, Кадома, Темникова, Тамбова и других. Наконец, с 1820 годов появляются купцы из коренных спасских жителей. На переход богатых крестьян в купечество сильнее всего повлияло переименование спасских крестьян из экономических в казенные, что случилось около 1836 года. Слово «казенный» так перепугало богачей, что они вообразили себя какими-то казаками, обязанными поголовно нести какую-нибудь казенную повинность натурою, в виде кантонистов или военных поселенцев, и бежали из этого опасного сословия в мещанство и купечество. Года два спустя казенные крестьяне были снова переименованы  в государственные, и все успокоились.

 

У города нет ни лесных, ни луговых, ни пахотных угодий. Весь доход города извлекается из поземельного налога на обывательские дома, из отдачи городских, общественных заведений в аренду. С открытием в 1870 году Городского общественного банка доходы города увеличились от прибылей банка.

 

 Кроме значительного числа кабаков и 8 трактирных заведений, в городе существуют заводы: 1 винокуренный, 1 пиво и медоваренный 1 салотопенный, 1 поташный, 2 воскобойных, 1 клееный, до 10 кирпичных, 1 по обработке пеньки. Сучением бечевы занимаются многие. Мастерских, в которых работают не менее трех человек: 5 портняжных, 5 сапожных, 3 столярных, 2 шапочных и картузных. Кроме того, заведений для выделки кож и сапожного товара до 5, торговых бань 4, синильных 3, одна типография , открытая в 1879 году.

 

                                       

                                   3.  Храмы города Спасска

 

Сгоревшие в 1911 году две деревянные церкви стояли одна возле другой на расстоянии 20-30 саженей6 от нынешней Соборной церкви. На тех местах ныне стоят 3 каменных памятника в виде часовни. Во время долговременной засухи сюда совершается крестный ход из церквей города, и здесь отправляется общий молебен. Одна из сгоревших церквей освящена была в честь Преображения Господня, была довольно обширна и имела придел, посвященный имени Святителя и Чудотворца Николая. Эта церковь была холодная. На запад от нее стояла другая церковь, освященная в честь Покрова Пресвятые Богородицы, и была теплая.

 

Когда эти церкви были построены, кем и по чьему благословению, об этом сведений не сохранилось.7 С большой достоверностью можно утверждать то лишь, что монастырское начальство не оставалось безучастным в деле построения церквей в своем имении. Это участие замечается на посвящении наших церквей в честь таких же священных лиц. Из описания Московского Новоспасского монастыря, составленного архимандритом Амвросием в его «Истории Российской иерархии», мы узнаем, что в этом монастыре главная церковь Преображенская, у нас – тоже; там есть Покровская церковь, у нас – тоже; там третья церковь освящена во имя Святителя и Чудотворца Николая, у нас устроен был придел в главной церкви, посвященный имени этого Угодника…

 

По обычаю старых времен обе церкви обнесены были с северной стороны папертями или крытыми галереями. Под галереями промышленники складывали для продажи долбленые из дерева колоды, заменявшие нашим предкам гробы. Кладбище было здесь же, близ церквей. Несколько надгробных камней лежат здесь доселе, глубоко вросши в землю и угрюмо посматривая на базарную суету нынешнего поколения, нарушающего подобающий им покой и попирающего их священную неприкосновенность. Колокольня была одна при главной церкви.

 

Старики, помнящие сгоревшие церкви, считают их благолепными и богатыми, прибавляют, что «святья в них было мало». Это означает, что внутренние стены церквей не были украшены священными картинами, оставались голыми… В описи церквей 1802 года  значатся некоторые иконы в серебро-позолоченных ризах, например, храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, Божия Матери Толгская и Казанская и Святителя Николая Чудотворца. На некоторых иконах были серебряные венцы (на храмовой иконе Преображения Господня, иконе Иверской Божией Матери). Ценной богослужебной утвари было совершенно достаточно, облачений насчитывалось до 20 перемен. Железные кресты на главах церквей были позолочены, большой колокол весил 121 пуд, всех колоколов на колокольне было 7. Все перечисленные выше вещи сохранены от пожара и перешли по наследству в собственность настоящей Соборной церкви…

 

В 1788 году по благословению Феофила, епископа Тамбовского, на городском кладбище построена деревянная маленького размера церковь в честь Успения Божией Матери с отдельной деревянной колокольней. В 1820-х годах к церкви пристроена трапеза и таким образом соединена с колокольнею. В 1865 году она была запечатана.

 

В 1867 году по благословению епископа Феодосия старая кладбищенская церковь до основания разобрана и построена по новому плану тщанием купца Евфима Григорьевича Щеглова с пособием от горожан. Она поставлена на прочном каменном фундаменте, покрыта железом, обшита тесом, снаружи выкрашена масляными красками, а внутри оштукатурена. Алтарь расписан священными картинами. Щегловым же построена вокруг кладбища прочная деревянная ограда, само же кладбище разбито дорожками на кварталы и обсажено деревьями… 

 

Церковь имеет вид креста. Строительство ее окончено в 1869 году, освящение церкви совершено июля 13 дня этого года местным духовенством соборно. Оконные рамы в церкви железные, заменяющие собой решетки… В 1875 году староста церкви Малов построил каменную одноэтажную караулку, крытую железом. Церковь эта причта своего не имеет и состоит в заведывании причта и старосты Соборной церкви.

 

В заведывании Соборной церкви состоит и домовая церковь Спасского тюремного замка. Богослужение в церкви совершается тюремными священниками. Эта церковь с престолом во имя Божия Матери всех скорбящих радости устроена тщанием спасского купца Евфима Григорьевича Щеглова в 1860 году по предложению губернатора и  благословению епископа  Феофана.

Она помещается в восточном углу третьего этажа8 тюремного замка и разделяется на три части: на алтарь, храм, где помещаются приходящие богомольцы, и на трапезу, где помещаются во время богослужения заключенные. Трапеза отделена от храма железной решеткой. Размер церкви малый: ширина ее 4,5 аршина, длина 14 аршин…   Освящена церковь октября 16 дня 1860 года спасским духовенством соборно. Для возвещения о начале службы снаружи церковного коридора повешен небольшой колокол, к которому приобретено два зазвонных колокольчика. И звонница эта служит величайшим утешением для заключенных. Церковь пока бедна, имеет только самое необходимое.

 

                          

                     История Соборной церкви города Спасска

 

                              4. Первобытный вид Соборной церкви

 

Нынешняя соборная Преображенская церковь  зданием каменная, одноэтажная, трех престольная, вчерне окончена постройкою в 1810 году. В каком году положено оснований ее, о том сведений нет.9 Строена по благословению Феофила, епископа Тамбовского, тщанием и на исключительные средства спасского купца Тимофея Ивановича Самгина. Собственные крестьяне Самгина под руководством и при содействии наемных мастеров выделывали кирпич, на его лошадях подвозили к месту всякий строительный материал, в его доме работали столярные и иконописные мастера.

 

В этом отношении Тимофей Иванович был ревнив и щекотлив до излишества, не принимал от усердствующих прихожан предлагаемой помощи. Только тишина и темнота ночей давали людскому усердию возможность сделать что-нибудь в пользу сооружаемого храма. Иные из этих добрых людей переодевались и завязывали свои лица, чтобы не быть узнанными, другие без всякого укрывательства несли кирпич – кто с завода на место постройки, кто снизу наверх здания, громоздясь по подмосткам. И надобно отдать честь усердию храмоздателя и этих добрых тружеников – черновая работа шла очень быстро.

 

Имея некоторые познания в строительном деле, храмоздатель лично наблюдал за мастерами и за соответствием работ их с планами. Как человек с хорошим вкусом он выбрал место для постройки церкви почти на краю довольно крутого и глубокого спуска к речку Студенцу, отчего с юго-восточной стороны вид церкви был весьма живописен и даже величественен. Ныне церковь стоит на южном краю Базарной площади в линию с улицей, называемой Арзамасской,10 со всех сторон свободна от построек и оттого представляется еще красивее.

 

Согласно плану, церковь построена отдельно от колокольни. Она имеет фигуру равностороннего четырехугольника, на котором возвышаются пять круглых церковных барабанов со сферическими, в полциркуля, куполами. Посередине восточных и западных стен основного четырехугольника имеются прямолинейные выступы – портики. Длина портиков с наружной стороны 5-аршинная, ширина – 15-аршинная. На всех сторонах того ж четырехугольника построены фронтоны, поддерживаемые круглыми колоннами, которых по 4 для каждого фронтона. Вместо архитрава фронтоны имеют полукруглые глубокие арки, украшенные лепными репьями, вставленными в клетки.

 

Церковь освещается, не считая окон в барабанах, двумя рядами окон. Окна нижнего ряда представляют большие оконные пролеты с полукруглыми верхами, по сторонам которых наглухо приставлены к стенам круглые колонны, и за каждой такой колонной следует глухая, узкая оконная впадина. Таким образом, каждое окно представляется тройчатым; только на горнем месте, или в восточном портике у окна боковые узкие впадины не глухие, а сквозные, отделенные от большого оконного пролета тонкими каменными простенками. На манер этого окна устроены боковые двери в северном и южном фронтонах и окна в церковных барабанах. Окна верхнего ряда под фронтонами имеют фигуру полукруга, разделенного на три части тонкими простенками, остальные построены в виде удлиненных четырехугольников.  В верхнем фонаре сверх того имеются 4 окна. По числу окон церковь можно уподобить роскошной, прозрачной беседки или фонарю. Всех оконных пролетов в церкви – 121.

 

Своды церкви и барабаны основаны на 14 полукруглых арках. Средние арки, служащие основанием среднего церковного барабана, опираются на 4 столба, из них 2 стоят в церкви, а 2 за иконостасом в алтаре. С тех же 4 столбов перекинуты на стены основного четырехугольника 8 малого размера арок, на которых держатся остальные 4 барабана. Своды портиков опираются на стены и арки, перекинутые на углы, образуемые стенами портиков и стенами основного четырехугольника. Непосредственно над сводами, в основании главного барабана, устроены хоры, в основном, для красоты; подножие хоров  или карниз разделан гипсовыми плитами и розанами, вместе с балюстрадою хоров дают действительно красивую перспективу, если смотреть снизу вверх.

 

Алтарь отделяется от церкви солеею, возвышающейся над полом двумя ступенями, и иконостасом. Купол главного барабана и карниз его разделен гипсовыми орнаментами. Система этих украшений такова: карниз унизан вперемежку плитами и розанами, а верхний гребень его убран прозрачными листьями, купол разделан клетками, симметрично суживающимися и уменьшающимися к верху, а в клетках вставлены репьи и розаны. Купола выкрашены темно-голубою краской, а вся гипсовая работа оставлена белою. Вид этих украшений ночью при хорошем освещении церкви и при высоте арок свода представляет поразительно прекрасное зрелище – видишь как будто небесный свод, усеянный звездами, а там, за ними, где то в недосягаемой высоте воображение рисует образ Божества… Вверху фонаря укреплена икона Господа Саваофа.

 

Размер церкви внутри: от горнего места до западной стены 32 аршина, в ширину от стены до стены главного четырехугольника 28 аршин, снаружи высота церкви главного купола 55 аршин. Полы в церкви и в алтаре набраны из чугунных плит без всякого узора. Крыша куполов сферическая, а под сводами крыша распадается на несколько скатов, соответственно 4 фронтонам и 5 барабанам.

 

Нижний ярус колокольни имеет форму квадрата и состоит из 4 толстых столбов. Столбы снаружи обставлены 12-ю круглыми колоннами, наглухо приставленными к углам и стенам, и сверху сведены в один  четырехугольник. На колоннах имеются полукруглые арки, отделанные гипсовою орнаментацией, как на церковных фронтонах. Внутри основные столбы колокольни образуют восьмиугольный свод. Два верхних яруса колокольни восьмиугольные, законченные восьмиугольным высоким сводом или куполом без шпиля. Средний ярус во всю высоту свою имел оконные пролеты с четырех сторон, как и верхний ярус. Но сквозные оконные пролеты оказались вредными для целости нижнего свода, потому что вода от дождей и снега размывала его – почему пролеты заделаны кирпичом к немалому искажению красоты здания. В основании своем колокольня имеет 15 аршин в каждую сторону, высота колокольни от основания до оконечности креста 65 аршин.

 

Кровля церкви и колокольни железная, под масляною зеленую краскою, стены зданий внутри и снаружи оштукатурены. Главы церкви и колокольни в виде луковиц с длинными шейками, законченные небольшими яблоками, в которые водружены восьмиконечные кресты деревянные, обитые наглухо белым железом. При первоначальном устройстве церкви главы и кресты были позолочены, потом от времени облиняли и в 1850-х годах закрашены желтою краскою, в 1874 году снова вызолочены ценным червонным золотом по мардану.

 

Иконостас церкви очень красивого фасона столярной работы выкрашен был светло-голубою краской и в потребных местах украшен был резными арабесками и клеймами, вызолоченными червонным золотом на полимент. Этот иконостас имел следующие характерные отличия: над главными Царскими вратами возвышалась открытая полукруглая арка, поставленная на двух парах круглых колонн, выкрашенных в белый цвет, и с позолоченными резными капителями. В эту арку была вставлена икона воскресшего Господа, написанная на полотне прозрачно и вставленная в овальную узкую раму, окаймленную позолоченным сиянием. Поверх арки находилась икона Господа Саваофа, написанная на обрезной доске, на боках которой на обрезных же досках написаны были Ангелы, преподающие на колени перед Господом. Четыре местные иконы: направо Преображение Господне и Предтеча Христов Иоанн, налево Божия Матерь всех скорбящих радости, Епископ Прусский написаны искусными художниками. Самое наглядное достоинство иконостаса состояло в том, что он был, так сказать, сквозной, открывал перед прихожанами всю внутренность алтаря с таинственными действиями священнослужителей.

 

Престол главного Преображенского алтаря имеет верхнюю доску кипарисовую и поставлен на круглом о двух ступенях катафалке, осененном массивным балдахином. Балдахин поддерживается восемью  круглыми колоннами, выкрашенными в белый цвет. Состоит из круга или барабана, выкрашенного под цвет иконостаса. Над барабаном вместо верха поставлено восемь дуг, сведенных в один узел и увенчанных крестом с живописным распятием и иконами Божией Матери и Евангелиста Иоанна Богослова, написанных на обрезных досках. Карниз барабана убран резными мелкими плитками и розанами. Резьба эта, равно как и резьба капителей и колонн вызолочена червонным золотом на полимент…

 

Наконец, горожане дожили до вожделенного дня. Марта 17 дня 1817 года по благословению Ионы, епископа Тамбовского, освящен придельный Покровский престол, что на правой стороне; сентября 2 дня 1819 года сам епископ Иона освятил главный Преображенский престол; октября 8 дня 1822 года по благословению епископа Феофилакта освящен Николаевский придельный престол, что на левой стороне алтаря. Но незабвенный храмоздатель Тимофей Иванович (Самгин) не дожил до освящения Преображенского престола. Он умер 12 сентября 1817 года, хотя и имел утешение довести до конца подвиг свой и видеть собственными глазами внутреннее и внешнее благолепие созданного им во славу Божию храма, действительно прекрасного как по архитектуре, так и по тщательной, роскошной отделке.

 

На северном фронтоне церкви доселе уцелела надпись, сделанная на 3-х медных дощечках золотыми буквами. Первая надпись над аркою фронтона: «Придите, видите дела Божия», вторая надпись у подошвы той же арки с восточной стороны: «Сия слава есть церковная», третья надпись у подошвы арки западной стороны: «Сие богатство царствия». Эта надпись может служить оригинальной вывеской ума, вкуса и  высокой щедрости приснопамятного раба Божия Тимофея.

 

Представляется странным и загадочным, что церковь вчерне окончена в 1810 году, а завершена внутренней отделкой в 1819 году. Не велик ли промежуток времени, особенно, если взять во внимание, что после пожара 1811 года весь город был вынужден довольствоваться малой кладбищенской церковью, стоявшей вне города в открытом поле, и такой же малой церковью Александра Невского. Причину этой медленности надобно искать в том, что иконостас, совсем приготовленный для новой церкви, сгорел, нужно было строить новый. Храмоздатель болел и потерял энергию к делу, да и лепная работа внутри церкви требовала для себя не одного лета.

 

                  

                      5. Постройка теплых приделов в Соборной церкви

 

Соборная Преображенская церковь была холодной… Для устранения этого неудобства самим храмоздателем устроена в колокольне  теплая церковь, посвященная имени святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Так как площадь колокольни слишком мала, то сделаны были к ней две пристройки: одна на восток, другая на запад… Вся церковь в длину с алтарем имела 28 аршин. Вход в церковь был устроен по бокам колокольни…  Храмовая икона св. Александра Невского была украшена так: корона и одежды выложены канителью, голубым стеклярусом, и по местам вышиты золотом и серебром. Эта церковь освящена 10 августа 1811 года.

 

Рассказывают, что церковь освящена в отсутствие храмоздателя. Возвратившись домой и найдя церковь освященной, Тимофей Иванович пришел в неописанный гнев. Пылая гневом, он забылся до того, что ходил по церкви, не снимая шапки и грозя мщением виновникам освящения, даже как будто настаивал на переосвящении церкви. Насколько верен этот рассказ, судить трудно, но  несомненно, что тогдашний протоиерей Никифор Макаров как главный виновник освящения церкви исчезает из Спасска около этого времени.

 

Потребность в поместительном теплом храме чувствовалась приходом год от года все настоятельней. В 1826 году при протоиерее Матвее Пестровском и при старосте Егоре Жданове решено было устроить новую, более поместительную теплую церковь через пристройку к холодной церкви с западной стороны. Для этого западный портик преобразовали в алтарь новой церкви, отделивши его деревянной стеной. Для летнего времени теплую и холодную церкви соединили широкими дверями, образованными из окон. Так устроилась новая теплая церковь в честь Сретения Господня размером в длину с алтарем 19, в ширину 28, в высоту 7 аршин. В иконостасе две местные иконы Спасителя и Божией Матери Виленския убраны были латунью, остальные иконы украшены были медными высеребренными окладами…   Июля 1 дня 1827 года церковь освящена Преосвященным Афанасием, епископом Тамбовским.

 

По плану, составленному в 1839 году, первобытный вид церквей потерпел новую, весьма существенную перемену. Обе теплые церкви соединены в одно громадное здание. Ширина этого здания осталась 28 аршин, длина же достигла 50 аршин. Переделка церкви была завершена в 1842 году. Замысловатая идея ее принадлежит протоиерею  Петру Каменскому и споспешнику его в этом деле церковному старосте Василию Умнову. Надобно, однако ж, добавить, что описанными перестройками и переделками прихожане, хотя и приобрели за сравнительно дешевую цену несомненные и незаменимые удобства относительно простора церкви, но сильно исказили первоначальный, прекрасный вид ее, придавши ей неуклюжую, расплывчатую, аляповатую фигуру, вместо прежней легкости щеголеватости.

 

                6.  Летопись внутренних перемен и украшений церкви11

 

В 1828 году приобретен большой колокол весом в 226 пуд38 фунтов. Для покупки колокола была открыта подписка между прихожанами, в которой участвовали и некоторые раскольники города. Около того же времени сделана вокруг церкви ограда с каменными столбами, между которых вставлены были массивные чугунные решетки… В период 1850-1855 годов иконы главного иконостаса украшены серебряными с под позолотою окладами, а венцы на них усыпаны стразами. В этом капитальном приобретении оказала значительную пом